Кодекс эксперта

Кодекс профессиональной этики эксперта, привлекаемого к проведению аккредитационной экспертизы в рамках государственной аккредитации образовательной деятельности (далее – Кодекс), представляет собой совокупность моральных и нравственных обязательств и требований, основанных на общепризнанных нормах, которыми эксперты руководствуются в своей деятельности во время проведения процедуры аккредитационной экспертизы образовательной деятельности.

Кодекс определяет правила нравственного поведения специалистов, прошедших процедуру аккредитации, – установления полномочий физического лица в качестве эксперта на право привлечения к аккредитационной экспертизе образовательной деятельности по основным образовательным программам.

Кодекс призван содействовать укреплению авторитета аккредитационного органа и экспертов, принимающих участие в проведении аккредитационной экспертизы в составе экспертных групп, повышению доверия образовательных организаций к результатам деятельности экспертов, обеспечению единой нравственно-правовой основы для согласованных и эффективных действий при проведении аккредитационной экспертизы. 

Основные принципы профессиональной этики эксперта 

 

I. Общественные интересы:

  • Интересы общества, интересы образовательных организаций являются главным критерием профессиональной деятельности эксперта. В своей деятельности эксперт следует моральным принципам честности, доверия, справедливости, уважения, надежности и ответственности;
  • Эксперт не имеет права подчинять общественный интерес частным интересам индивидов или групп, действовать в пользу частных интересов, во вред обществу, ставить выполнение служебных обязанностей в зависимость от личной заинтересованности.

 

II. Профессиональная компетентность

  • Эксперт обязан отказаться от оказания профессиональных услуг, выходящих за пределы его профессиональной компетенции, а также не соответствующих профилю его деятельности;
  • Эксперт несет ответственность за обоснованность своих заключений и выводов; 
  • Эксперт обязан поддерживать необходимый уровень своей профессиональной компетентности.

 

III. Исключение корыстных действий

  • Честное и бескорыстное исполнение своих обязанностей;
  • Неподкупность эксперта.

 

IV. Объективность, независимость:

  • Заключения, выводы, рекомендации эксперта должны базироваться на объективной информации;
  • Недопущение чьей-либо личной предвзятости и пресечение давления с любой стороны в любой форме на объективность суждения экспертов;
  • Соблюдение твердости и принципиальности при оформлении отчетной документации вопреки возможному давлению с целью внесения изменений в результат проверки.

 

V. Правила взаимодействия с представителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность:

  • Сдержанность и терпеливость;
  • Исключение панибратских отношений, грубости, нетактичности;
  • Уважение решений коллег;
  • Требование предоставления полной и объективной информации. Эксперт несет ответственность за сокрытие, фальсификацию данных и в том случае, если не настаивал на полной информированности;
  • Умение четко действовать и принимать решения в стрессовых ситуациях;
  • Не допущение публичных заявлений о ходе и предварительных результатах экспертизы. 

 

VI. Конфиденциальность информации: 

  • Сохранение в тайне конфиденциальной и служебной информации;
  • Не использование конфиденциальной информации в личных интересах, интересах третьих лиц;
  • Публикация, иное разглашение конфиденциальной информации не являются нарушением профессиональной этики в случаях: когда это разрешает образовательная организация с учетом интересов всех сторон, которые она может затронуть; и когда это предусмотрено нормативными правовыми актами или решениями судебных органов. 

 

VII. Взаимоотношения с коллегами: 

  • Не обсуждать личные или профессиональные качества своих коллег, а также давать оценку их работы;
  • Не представлять для публичного обсуждения или опубликования сведения, порочащие своих коллег;
  • В ситуациях конфликта и проявления противоречивых оценок обеспечивать честное обсуждение всех (в том числе и противоположных) мнений, избегать столкновения интересов, решать все спорные вопросы на основе фактов и открытости, придерживаться коллегиальной модели принятия решений.